Дом с «башней Тарапуньки» архитектора Александра Вербицкого 13 января 1912 года эту усадьбу приобрела жена присяжного поверенного Г.Шлензкевич, которая заказала архитектору А.Вербицкому проект углового жилого дома на месте предыдущего двухэтажного из кирпича и дерева. Проект был утвержден в 1912 году, реализован в 1913 году. Вербицкий совершал также технический надзор за строительством (за проведеним земляных работ в начале 1912 года наблюдал представитель Киевского общества охраны памяток старины и искусства). Пятиэтажный дом с полуподвалом решен в формах модерна. Архитектурное решение фасада жилого дома привлекает не только пластикой эркеров разной формы и остроконечным шпилем углового эркера, но и своеобразной отделкой. Здесь применен кирпич под расшивку швов, частичное оштукатуривание, лепные орнаменты с маскаронами в виде женских голов, цветами и розетками, прекрасно прорисованы детали балконных ограждений. Большое значение в решении фасада имеют пропорции окон различной формы. В крыле со стороны улицы Стрелецкой имеется проезд во двор. Этажи соединены парадными лестничными клетками с лифтами и черными лестницами, входы – со стороны длинного фасада по улице Рейтарской. Дом был оборудован электрическим освещением, центральным водяным отоплением, телефоном, центральным пылесборником, канализацией. В советское время дом был перепланирован под коммунальное жилье. Дом выразительно акцентирует как пересечение улиц, так и наивысшую точку природного рельефа, удачно формирует сложный участок красной линии застройки. Является значительным твореним архитектора Вербицкого периода позднего модерна. В 1980 году был сделан капитальный ремонт, который частично повредил первичные архитектурно-планировочные характеристики здания (замена перекрытий, утрата первичного оформления интерьеров, упрощение декора и силуэта фасадов). В 1914-16 годах квартиру №4 занимала редакция ежемесячного журнала «Вестник магнетизма» и одноименное издательство. В 1917-18 в квартире №14 размещалась редакция украинского сатирично-юмористического журнала (двухнедельника) «Гедз». Печатал сатирические стихи и рисунки, присказки, анекдоты, политическую сатиру на известных деятелей Временного правительства и большевистской партии. Соиздателем был Стешенко Иван Матвеевич (1873-1918) – литературовед, писатель, педагог, общественно-политический деятель. Редактор-издатель – С.Биський, в журнале сотрудничали известные деятели культуры, которые подписывались псевдонимами. В 1918 году под редакцией С.Биського издавался непериодический журнал легкой сатиры и фарса «Репьяхи». Квартира редактора-издателя была редакционным адресом обоих журналов. В 1915-30 годах в квартире №6 проживал сам Александр Матвеевич Вербицкий (1875-1958) – архитектор, инженер, педагог, действительный член Академии архитектуры УССР (с 1945). В эти годы гражданский инженер Городской управы, в советское время преподавал в художественном и инженерно-строительном институтах. В период проживания в этом доме по его проектам построены комплекс детского приюта в Черкасах (1916), железнодорожный вокзал станции «Киев-Пассажирский» (1927-32). Принимал участие в проектировании и строительстве жилого дома научных сотрудников на улице Лютеранской, 21/12 и т.п. В своей педагогической деятельности А.М. Вербицкий часто говорил: "Будущему архитектору лучше всего сначала поработать управдомом, ибо кто лучше управдома знает эксплуатационные недостатки сооружений". Зодчий приводил пример из своей жизни, когда он в течение двух лет занимал должность управдома именно в этом доме. Сам построил, сам жил и сам работал в этом доме. В 1983-86 годах в квартире №41 жил Тимошенко Юрий Трофимович (псевдоним – Тарапунька; 1919-86) – артист эстрады и кино, народный артист УССР (с 1960). На эстраде – с 1940 года, с 1959 года – в Укрконцерте. Выступал вместе с актером Е.Березиным (псевдоним – Штепсель). Угловую башенку дома часто называют «башенкой Тарапуньки». Адрес: ул.Рейтарская, 20/24 Метро: «Золотые ворота» Узнайте о своем городе больше! ▶ Киев - мой любимый город

Теги других блогов: история архитектура модерн